источник и подробности: http://strogaya-anna.livejournal.com/298661.html
ќдна из моих бабушек родом из ѕсковской области. »з маленькой деревни ∆уки, котора¤ находитс¤ в двух километрах от —в¤тогорского монастыр¤ (того самого, где могила ѕушкина), и недалеко от ћихайловского заповедника (ну ƒовлатова все читали, примерно представл¤ете себе местность)
Ѕабушка в сорок п¤том году приехала в Ћенинград, но почти каждое лето ездила на родину Ц там осталась сестра и брат.
ћои родители об¤зательно раз, а то и два в год езд¤т туда летом Ц родственников там почти не осталось, только жена бабушкиного брата, но мамина подруга детства там так и живет. ƒеревенька совсем крошечна¤ сейчас, в основном дачники из ѕетербурга приезжают на лето, ну и несколько домов оставшихс¤ местных жителей. ћамина подруга и ее муж Ц самые зажиточные в округе Ц они фермеры. ” них большое по местным меркам хоз¤йство, несколько гектаров земли, два трактора, коровы, овцы, куры, сад. ∆ива также и ее мать, ей больше восьмидес¤ти лет, но она в здравом уме и до сих пор не только обслуживает себ¤ - но и по хоз¤йству Ц у них два крепких, справных дома на одном участке. –азве что на колодец уже не ходит. ¬от вокруг колодца истори¤ и завертелась.
ƒеревенька, как ¤ уже сказала, небольша¤, их там много вокруг, небольших идиллических, в живописных местах, раньше все они были в совхозе Ц вокруг было много садов - ¤блоневых в основном Ц сейчас они заброшены в основном, зарастают бурь¤ном. –асположена деревн¤ на пригорке, а в низинке Ц колодец, р¤дом с источником, который всегда славилс¤ на всю округу. “ам бьет родник, и вода там действительно Ц удивительно вкусна¤, ¤ нигде такой не пробовала Ц бабушка всегда по этой воде скучала - с каким-то серебр¤ным вкусом, холодна¤. „истейша¤. ¬с¤ деревн¤ ходит на этот колодец, в чистом роднике р¤дом полощет стиранное белье. ¬се гости из других деревушек об¤зательно из колодца угощались Ц правда, вода вкусна¤, ни у кого вокруг такой нет.
Ћет дес¤ть назад недалеко от колодца, на пригорке, построили небольшую дерев¤нную часовню. Ќу построили и построили.
ј в этом году началось вот что.
«вонит маме ¬ера (та сама¤, фермерша, подруга юности), и рассказывает.
»з —в¤тогорского монастыр¤ начали приезжать св¤тые отцы, ходить вокруг колодца, что-то высматривать. ѕотом стали приезжать с чиновниками Ц в костюмах, в очках, все с какими-то папками. ¬ папках Ц бумаги. ƒеревенские поинтересовались, люди там простые, наивные Ц что, собственно, они ищут?
ј они и говор¤т, что собираютс¤ колодец с родником огородить, осв¤тить, возить сюда паломников, воду разливать в бутылки и продавать. («емл¤ между тем, принадлежит деревне)
ак же так, спросили деревенские Ц это ж наш колодец, всю жизнь к нему ходим, триста лет, как деревеньку тут построили, р¤дом с родником-то! ј мы где будем воду брать?
ј вы себе новый колодец выроете, говор¤т св¤щенники с чиновниками.
Ќачались у них собрани¤, сходы. ƒеревенские говор¤т Ц земл¤ наша, по всем документам наша, чиновник из администрации ѕушкинских √ор стоит пр¤чет глаза, а св¤тые отцы голос подымают Ц говор¤т Ц вода тут св¤та¤, чудотворна¤, и вот часовн¤ тут их стоит, они построили, а колодец р¤дом, значит, и земл¤ св¤та¤, и колодец их.
ƒеревенские волнуютс¤ Ц никака¤ она не св¤та¤, говор¤т, сроду никаких чудес не было Ц вкусна¤ Ц да, но не св¤та¤, а колодец их. Ќачались разброд и шатание. „то ни недел¤ Ц кто-то приезжает, деревенских собирает, уговаривает землю отдать, разрешить строить там что-то (¤ не могу детально рассказать, потому что рассказывала мне мама. ј ей ¬ера, деревенска¤ проста¤ женщина, тоже толком ничего не понимающа¤, документов им не показывают, но, видно, нужно разрешение жителей, потому что иначе бы не было всех этих уговоров и разговоров). ¬ общем, отбирает церковь у деревни колодец Ц мен¤ мама попросила написать в жж, может, поможет, еще просили ѕатриарху написать, но ¤ так и не пон¤ла, как ему писать, если честно, да и не верю ¤ в эти письма ѕатриарху, суд¤ по тому, что происходит сейчас в –ѕ÷.
–ассказываю дальше.
ќни там все на взводе, в этой деревне, телевизор смотр¤т Ц слова рейдерский захват знают Ц их в лицо св¤щенникам и сказали.
Ќачалось вот что.
—в¤тые отцы Ц игумен ћакарий —в¤тогорского монастыр¤ и отец ћихаил церкви азанской Ѕожьей ћатери, которые приезжают к ним. —казали, что они их проклинают, что они все Ц против Ѕога, и попаду т в ад, потому что против св¤того дела идут. ƒеревенские сказали, что ничего они не против Ѕога Ц они не хот¤т, чтобы у них отбирали колодец. ј что церковь должна не проклинать, а молитьс¤ и прощать, а не о продаже воды заботитьс¤, потому как это деньги, а церковь к деньгам должна дела не иметь.
»гумен ћакарий сказал, что они страшные грешники, юрист в очочках. „то-то стал по законы бубнить, а отцы на два голоса грозить геенной огненной.
“ут муж ¬еры и сказал, озлобившись, что геена им не страшна, что они всю жизнь сами тут крутились, ни от кого помощи не ждали Ц ни при царе, ни при колхозах, ни под немцами Ц а сами работали тут всю жизнь, и церковь им никогда была не помощница, и сейчас они ее сюда не звали. » добавил, что мало их в семнадцатом году вешали кресть¤не, видимо Ц если их ча¤ни¤ и страдани¤ не волнуют, а волнуют только деньги.
Ќу, тут что началось, —ашу прокл¤ли, обвинили страшным грешником, а колодец. —казали, все равно отберут.
¬ общем, в идиллическом маленьком местечке вот уже несколько мес¤цев страдани¤ и переживани¤, потому что церковь собираетс¤ отобрать колодец и землю, потому что обвин¤ет жителей во всех грехах, проклинает и ругает, и местные власти при попах ход¤т, глаза пр¤чут, какие-то бумаги показывают, но почитать не дают, не их ум дело, говор¤т.
я не знаю, как им помочь. ¬ам всем, наверное, смешно слушать трагедию насчет колодца в маленькой деревне, но суть тут така¤, что ÷ерковь хочет разливать воду по бутылкам. Ќазвать ее св¤той и чудотворной (чего не было никогда), деревенских отодвинуть от их исконного места, ими вырытого колодца, да еще и ругает, проклинает и так далее. Ѕабушки там (которые остались еще ) Ц волнуютс¤ и плачут от прокл¤тий, они за собой никакого греха не ведают, а колодец жалко. ј те, кто там еще работает Ц т¤жело и трудно, при большой хоз¤йстве (с п¤ти утра до 12 ночи попробуйте всю жизнь крутитьс¤ на заемле) Ц те недовольны всем Ц и поведением, и отбором земли с колодцем, и предпри¤тием. оторое собираютс¤ построить на роднике и на пастбище, ну и всей ситуацией.
¬от они попросили как-то помочь Ц а как ¤ могу помочь? “олько написать и попросить тех. то, может, посоветует Ц куда обратитьс¤ с этой проблемой, помочь. Ќу или хот¤ бы перепостить историю Ц может, как-то дойдет до того, кто имеет отношение. ћожет, в верхах и не знают, как в их приходах св¤щенники действуют. ј может, это уже и законно Ц не знаю.
’от¤, конечно, на решение проблемы ¤ не надеюсь..