— началом семидес¤тых годов многие жанры, бывшие попул¤рными в 1960-х годах, отход¤т на второй план. Ќаибольшим коммерческим успехом начинают пользоватьс¤ новые жанры - в первую очередь хард-рок, прогрессив-рок (арт-рок) и глэм-рок - хот¤ последний представл¤ет собой очень широкое музыкальное направление. –¤д жанров (например, брит-поп, поп-рок, фолк-рок) отход¤т на задний план или подвергаютс¤ значительным изменени¤м.
–¤д групп, которые пытались на основе блюз-рока создать Ђт¤жЄлыйї гитарный саунд, уже во второй половине 1960-х заложили основы стил¤, получившего название хард-рок. —ледует помнить, что термин хард-рок, который в –оссии в св¤зи со сложившейс¤ практикой используетс¤ дл¤ обозначени¤ хэви-металлической музыки 70-х годов, ¤вл¤етс¤ в мировой практике менее употребительным синонимом термина Ђметалї, охватывающим также энергичную гитарную музыку 60-х годов (например, ритм-энд-блюз британского вторжени¤), что не вполне совпадает с общеприн¤тыми рамками метала.
—реди главных предтеч хард-рока в 1960-х годах - ранние The Kinks, The Who, позже - Yardbirds, Cream и ƒжимми ’ендрикс. ¬плотную приблизились к основам жанра и другие менее известные группы второй половины 60-х - Iron Butterfly, Blue Cheer. “ак же очень важную роль в становлении жанра сыграли различные группы гаражного рока, подхватившие идею Ђт¤жЄлогої гитарного звучани¤.
“ак или иначе, основные каноны жанра уже были сформированы: это т¤жЄлый гитарный рифф (коротка¤ повтор¤юща¤с¤ музыкальна¤ Ђфразаї, поддерживающа¤ ритм-секцию) в основе песни, электрогитара как основной инструмент (иногда также клавишные), длинные сольные партии, слаженна¤ работа ритм-секции.
ѕервым альбомом хард-рока прин¤то считать дебютную пластинку группы Led Zeppelin 1969 года. »менно на этом альбоме группа окончательно вышла за рамки т¤жЄлого блюза и вывела подобную музыку на принципиально новый уровень. ƒл¤ Led Zeppelin был характерен крайне высокий уровень исполнительского мастерства: виртуозные гитара и бас, мощные ударные, драматический вокал. ¬ дальнейшем Led Zeppelin нередко экспериментировали, ввод¤ в свою музыку элементы фолка, классической музыки, регги, фанка.
ƒругой важнейшей группой жанра стали Black Sabbath. »х музыка отличалась от Led Zeppelin более мрачными, т¤гучими риффами и Ђинфернальнойї тематикой текстов, что в конечном итоге больше повли¤ло на формирование стоунер-рока и хэви-метала, в несколько меньшей степени - дум-метала а 80-х, а также на гранж и альтернативный рок.
—реди первых ¤рких звЄзд жанра - Deep Purple, начинали в жанре психоделии, но в 1970-х они сместили акценты в сторону хард-рока с виртуозными гитарными и клавишными соло, характерными дл¤ прога элементами классической гармонии и не меньшим, чем у Led Zeppelin, вли¤нием блюза.
ќгромное вли¤ние на развитие жанра оказали также группы Kiss, Grand Funk Railroad, Nazareth, Scorpions, Rainbow, Black Widow. Uriah Heep совершили попытку скрестить хэви-метал с симфонической музыкой; Montrose и Mountain были ориентированы на блюз-рок. ѕоджанр southern rock, ориентированный на блюз и кантри, представл¤ли Lynyrd Skynyrd.
середине 1980-х годов хард-рок в чистом виде практически исчез, трансформировавшись в хард-н-хэви (более близкий к металу 80-х жанр) звучание которого с середины 1970-х годов формировали такие группы, как ранние Judas Priest и (в меньшей степени) AC/DC. ¬ отличие от Led Zeppelin, все эти группы, модернизиру¤ свой саунд в соответствии с новыми ве¤ни¤ми хэви-метала 80-х, продолжали существовать и позднее.
ѕервые попытки скрестить рок с классической музыкой происходили уже во второй половине 1960-х годов, в основном в психоделическом роке. ƒжазовые гармонии пыталс¤ использовать ‘рэнк «аппа, симфонические элементы использовали британские психоделические группы Procol Harum (в том числе в знаменитом сингле ЂA Whiter Shade Of Paleї) и Moody Blues (а также The Beatles). »спользовать усложнЄнные музыкальные формы пытались многие психоделические музыканты (The Doors, ранние Pink Floyd). ¬ли¤ние на формирование принципов жанра оказало по¤вление в 1967-1968 гг. множества концептуальных альбомов, а также увеличение количества инструментов, которые могли быть использованы в рок-композиции. ќтправной точкой прогрессивного рока (синонимом этого термина ¤вл¤етс¤ арт-рок) прин¤то считать выпуск дебютного альбома King Crimson ЂIn the Court of the Crimson Kingї; кроме него, часто выдвигаютс¤ в качестве вариантов ЂThe Aerosol Grey Machineї Van Der Graaf Generator, ЂDays of Future Passedї The Moody Blues.
— течением времени многие группы стали совершать попытки усложн¤ть структуры композиций, их продолжительность, мелодическое построение, аранжировки, строить музыку по канонам классической музыки. ѕоэзи¤ групп прогрессивного рока стала т¤готеть к философским или фантастическим темам, нередко она противосто¤ла уже Ђнеактуальномуї дл¤ рок-музыки воспеванию идеалов любви и братства в пользу мрачных, жЄстких тем.
ѕродолжали создавать качественные арт-рок-пластинки King Crimson. ¬ первой половине 1970-х годов отошли от психоделического рока Pink Floyd, записавшие несколько эталонных альбомов в стиле мелодичного, медитативного прогрессивного рока. Pink Floyd стали одними из основателей стил¤ спейс-рок - Ђнеземнойї, космической рок-музыки (Hawkwind, Be-Bop Deluxe, Gong, Eloy).
ƒругую ветвь развити¤ прогрессивного рока представл¤ла группа Genesis, чьи сложно построенные композиции, эпические тексты и особое внимание к содержанию лирики послужили главным источником вдохновени¤ дл¤ групп нео-прога 1980-х.
ќдной из самых значительных групп направлени¤ считаетс¤ Yes, дл¤ которой были характерны динамические контрасты и необычайно высокий уровень исполнительского мастерства всех участников. ћузыка группы Emerson, Lake And Palmer, часто обрабатывавшей произведени¤ классической музыки, вместе с Yes также иногда обозначалась термином техно-рок (флэш-рок), дл¤ которого было характерно быстрые, технически сложные партии.
Ќекоторые прог-группы вводили в свою музыку элементы фолк-рока. ќдной из первых групп такого плана стали Jethro Tull, в 70-х гг. перешедшие к прогрессивному року от блюз-рока. ¬озник поджанр прогрессив-фолк, представители которого (Amazing Blondel, Mellow Candle, Ithaca, Gryphon) использовали в роке, помимо собственно фолка, элементы музыки эпохи ¬озрождени¤.
ќсобым поджанром стал симфо-рок, в котором к традиционному составу рок-группы добавились скрипки и струнные. ¬ этом жанре работали группы Kaipa, Emerson, Lake And Palmer, Sky. »звестнейшей командой направлени¤ стала Electric Light Orchestra (облегчЄнна¤ музыка, к которой они перешли позже, носит название симфо-поп).
¬ 1974-1976 гг. прогрессивный рок достиг наибольшего коммерческого успеха.