»спользование звука и музыки дл¤ исцелени¤ возникло в самом начале истории человечества. ƒокументально подтверждено, что шаманы и целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как человеческий голос, флейты, барабаны и другие ударные, способны измен¤ть состо¤ние мозга (то есть мен¤ть нейрологическую активность мозга). ќпыты показали, например, что некоторые ритмы барабанов усиливают тета-активность, св¤занную с гипнотическими и близкими к сновидению состо¤ни¤ми сознани¤, а также с вдохновением и повышенным уровнем творческой активности.
»зучение нейрологического вли¤ни¤ звука показало, что человеческий мозг реагирует на чистые звуки вполне определенным образом. ѕозитронна¤ томографи¤, измер¤юща¤ уровень поглощени¤ глюкозы на клеточном уровне, показала, что чистые звуки и музыка без слов стимулируют повышение клеточной активности в правом или "недоминантном" полушарии.
’от¤ оба полушари¤ мозга перерабатывают массу различных видов информации, можно все же провести простое разделение их задач. ¬ принципе, доминантное полушарие (дл¤ большинства людей - левое) отвечает за речь и логику. Ќедоминантное полушарие (дл¤ большинства людей - правое) перерабатывает информацию, св¤занную с пространством, парадоксальную и не основанную на речи. ’от¤ способность понимать и создавать речь жизненно необходима дл¤ нас, у нашего сознани¤ есть и другие ценные аспекты, которые наша культура на данный момент не считает важными. Ёти области нашего сознани¤ (такие как состо¤ние повышенной творческой активности и гениальность) легче всего достигаютс¤ через де¤тельность недоминантного полушари¤.
ѕри стимул¤ции недоминантного полушари¤ (например, с использованием чистого звука) часто возникают необычные состо¤ни¤ сознани¤. Ёто происходит от того, что недоминантное полушарие включает пространственный и интуитивный аспекты нашего сознани¤. ¬ таких нейрологических состо¤ни¤х наше воспри¤тие реальности (как внутренней, так и внешней) может сильно отличатьс¤ от нашего повседневного воспри¤ти¤. Ќаши чувства могут обостритьс¤, их воспри¤тие становитс¤ более живым и утонченным. ƒовольно часто люди испытывают пр¤мое переживание своей внутренней ментальной и эмоциональной жизни через пр¤мое воспри¤тие своих психических мотивов (то есть глубинных эмоций, фантазий и архетипичных конфликтов и драм). ќни могут про¤вл¤тьс¤ как внутренние видени¤ (похожие на сновидени¤ картинки) или даже как внутренний диалог.
’от¤ наша западна¤ культура в основном не интересуетс¤ такими глубокими эмоциональными и ментальными состо¤ни¤ми, многочисленные случаи из жизни великих ученых и людей искусства указывают, что такие состо¤ни¤ сознани¤ ¤вл¤ютс¤ вратами нашего прирожденного гени¤.
Ќейрологи¤ показала, что большинство людей используют менее дес¤ти процентов нашего мозга. ¬ принципе, это значит, что дл¤ повседневной жизни нам нужны только 10% (а то и меньше) всех имеющихс¤ у нас нейронных св¤зей. ƒругие 90% не задействованы. » они останутс¤ пассивными, пока не по¤витс¤ необходимость "пробудить" эти "сп¤щие" нейронные св¤зи. я проработал в области психотерапии и раскрыти¤ человеческого потенциала более 18-ти лет и убедилс¤, что измененные состо¤ни¤ сознани¤ - мощный ключ дл¤ раскрыти¤ большой части нашего неиспользованного потенциала. ј в качестве вспомогательной технологии дл¤ этого звуки и музыка ни с чем не сравнимы.
Ѕукварь волн мозга
Ќаш мозг генерирует электрические потенциалы. линические эксперименты показали, что эти потенциалы, или волны мозга, напр¤мую св¤заны с разными ментальными и эмоциональными состо¤ни¤ми. —тандартный способ измерени¤ активности волн головного мозга - это электроэнцефалограмма. ≈сть некоторые расхождени¤ во мнени¤х о том, где именно различные состо¤ни¤ мозга "накладываютс¤" одно на другое, но, в принципе, изложенна¤ ниже схема ¤вл¤етс¤ общеприн¤той. ¬ ней есть п¤ть разных ступеней, начина¤ с дельты, низшего уровн¤, и до -комплекса, высшего уровн¤.
ƒельта - это частота 0,5-4,0 Hz, и она св¤зана с глубоким сном, когда отсутствует осознание собственного "¤". ќднако некоторые люди с высокоразвитой нервной системой сообщали о состо¤ни¤х глубокого поко¤ и расслабленного осознани¤ "¤" в диапазоне дельта. ак правило, это люди, развивающие свою нервную систему через такие практики, как йога, медитаци¤ и так далее.
—ледующий уровень активности - это тета, частота 4-8 Hz. “ета св¤зана с расслаблением и сном, сопровождаемым глубоким переживанием визуальных образов, например, сновиде?ний, виде?ний и т.д. ќна также св¤зана с некоторыми видами ускоренного обучени¤. Ѕолее того, диапазон тета также часто св¤зывают с феноменом самоисцелени¤.
ќт тета мы поднимаемс¤ к альфа, частоте, св¤занной с легким расслаблением. ƒиапазон альфа 8-14 Hz, и ее часто используют в методах ускоренного обучени¤, а также некоторых разновидност¤х техник селф-хелпа.
Ѕета - это то, что мы, как правило, называем бодрствованием, это частота 14-23 Hz. Ѕолее высокий уровень беты - 23-33 Hz, и она св¤зана с состо¤ни¤ми повышенной ментальной активности. ¬ диапазоне 33 Hz находитс¤ -комплекс, как правило, возникающий короткими вспышками, и св¤занный с неожиданными озарени¤ми, мгновенным пониманием каких-либо идей или переживаний.
»спользование определенных состо¤ний мозга позвол¤ет улучшить внутреннюю активность, например обучение, самоисцеление, изучение измененных состо¤ний сознани¤ и т.д. ’от¤ измерение активности мозга крайне важно дл¤ понимани¤ нейрофизиологии, собственно ментальные, эмоциональные и духовные переживани¤ человека важны дл¤ нашего понимани¤ взаимодействи¤ мозга и разума.
јзы акустики
Ќиже изложен базовый минимум информации о звуковых частотах в том смысле, в каком этот термин используетс¤ в психоакустике. Ћюба¤ звукова¤ вибраци¤ состоит из волновых форм. Ќа диаграмме изображена синусоида (это сама¤ типична¤ форма волны, используемой в психоакустике).
ак видно из этой диаграммы, цикл - это рассто¤ние между пиками. „астоты, как правило, измер¤ютс¤ в циклах в секунду, или Hz (герц). „ем выше частота, тем выше звук. Ќормальна¤ зона воспри¤ти¤ звука дл¤ человека - от 20 до 20.000 Hz. Ќекоторые люди слышат звуки выше 20.000 Hz, но очень мало кто слышит звуки ниже 20 Hz.
≈сть несколько возможных вариантов использовани¤ определенных частот дл¤ "приведени¤" мозга в измененное состо¤ние. ¬ажно помнить, что большинство людей не слышат низкие частоты, типичные дл¤ волн мозга. Ќапример, низка¤ альфа (и соответствующее ей расслабление) находитс¤ в диапазоне 8-9 Hz, за пределами порога слышимости (20 Hz).
ќдин из способов преодолени¤ этого называетс¤ дифференциацией сигнала. ѕри этом в мозг посылаютс¤ два разных сигнала. —кажем, в левое ухо поступает сигнал с частотой 200 Hz, а в правое - с частотой 208 Hz. –азница между сигналами составит 8 Hz, и именно на них будет настраиватьс¤ мозг. ћожно также использовать музыкальные ритмы, которые, как показывает опыт, также весьма эффективны.
ƒругой метод, часто используемый на кассетах Acoustic Brain Research (ABR) - это подача низких звуков в определенном ритме, чтобы погрузить мозг в желаемое состо¤ние. ћы можем подавать любую частоту или тон по 10 циклов в секунду, чтобы усилить альфа-активность. ѕреимущество этого варианта в том, что даже глухой на одно ухо человек сможет им воспользоватьс¤, в то врем¤ как дифференциаци¤ сигнала на него не повли¤ет.
√овор¤ о работе мозга и воспри¤тии тела, один из аспектов работы с частотами крайне интересен дл¤ психоакустики. »спользу¤ различные частоты, можно вызвать резонанс в различных част¤х тела, таким образом активизиру¤ эмоциональную/ментальную активность, св¤занную с этим местом. Ётому можно найти очень интересное применение в психотерапии и дисциплинах, занимающихс¤ св¤зью ума и тела.
„то такое психоакустика?
ѕсихоакустика - недавно возникший раздел изучени¤ потенциала человека, обещающий радикально изменить человеческое поведение, изуча¤ звук, речь и музыку и их вли¤ние на мозг/сознание. ¬ы заметите, что мы пишем мозг/сознание, таким образом св¤зыва¤ их. Ёто основано на введенном д-ром арлом ѕрибрамом (Dr. Carl Pribram) определении мозга и "сознани¤", где "сознание" ¤вл¤етс¤ процессом, существующим параллельно физиологическим процессам в мозгу.
“аким образом, мозг может существовать без сознани¤ (как, например, в трупе), но сознание не может существовать без функционирующего мозга - по крайней мере так, как мы привыкли воспринимать ментальную/эмоциональную активность. (Ёто не значит, что какой-то аспект сознани¤ не может действовать вне св¤зи с работой мозга, а только что функционирование мозга необходимо дл¤ нормальных повседневных переживаний).
«вук и музыка
ћузыка и звуки веками использовались дл¤ целительства и трансформации. ќт гортанных заговоров шаманов древности до возвышенного григорианского пени¤ в кафедральных соборах, звук и музыка играли важную роль в человеческой культуре. ћы только недавно начали понимать физиологическое воздействие звука и музыки на мозг. ƒалее мы поговорим о его основе и различных применени¤х в технологии психоакустики.
ћы знаем, что музыка может сильно вли¤ть на работу мозга. Ёто подтверждают работы д ра Ћозанова (Dr. Lozanov) из Ѕолгарии. ќн обнаружил, что музыка с темпом 60 ударов в минуту (как, например, Largo в музыке периода барокко) на 6% усиливает альфа-активность (св¤занную с расслаблением), при этом на 6% процентов уменьша¤ бета-активность (св¤занную с нормальным бодрствующим сознанием). ѕри этом пульс замедл¤етс¤ в среднем на 4 делени¤ ртутного столбика, и люди говор¤т о "состо¤нии расслабленного сознани¤".
«атем д-р Ћозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучени¤, использу¤ музыку в таком ритме. ¬ јмерике его метод стал известен как —уперобучение (Superiearning). ƒ-ру Ћозанову стало ¤сно, что ритм музыки оказывает мощное вли¤ние на мозг. ¬ процессе работы он обнаружил, что тембр, или тональность музыки, также оказывает сильное вли¤ние на работу мозга. ћы в ABR используем этот принцип; на каждой кассете записана музыка с ритмом и тембром, подход¤щими дл¤ получени¤ желаемого эффекта.
ƒ-р —ью „апмэн (Dr. Sue Chapman) провела эксперимент в √ородской больнице Ќью …орка, изуча¤ вли¤ние музыки на младенцев, родившихс¤ недоношенными. ќдна группа младенцев слушала олыбельную Ѕрамса (вариацию дл¤ струнных инструментов) шесть раз в день, а друга¤ группа (контрольна¤) не слушала никакой музыки. Ќоворожденные, слушавшие Ѕрамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше тех, кто не слушал музыку.
„то произошло?
— точки зрени¤ психоакустики, все ¤сно. јрхитектура музыки - ритм и тембр - создали изменени¤ в работе мозга, стимулиру¤ его через слух. Ёти перемены в работе мозга младенцев понизили уровень стресса, позволив естественным способност¤м к самоисцелению действовать эффективнее, чем в контрольной группе.
¬ибрационна¤ природа звуков и музыки создает ¤зык, который понимают наше тело и сознание. ѕри этом слово "¤зык" значит не "слова", а "информаци¤". стати, слово "информаци¤" происходит от латинского "informare", что значит "форма". »наче говор¤, музыка - это процесс смены акустических форм. ≈сли бы вы увидели формы, создаваемые музыкой, вы увидели бы структуры, сходные с горами, долинами, деревь¤ми, микроорганизмами и галактиками.
»зучение форм, создаваемых музыкой, называетс¤ киматикой (Cymatics) и ¤вл¤етс¤, в основном, плодом работы двух людей - д-ра ’анса ƒженни (Dr. Hans Jenny) и д-ра √а¤ ћэннерса (Dr. Guy Manners). Ёти ученые собрали множество фотографий киматических рисунков, которые возникают при пропускании звуковых вибраций через металлическую пластину с различными резонирующими объектами, такими как металлическа¤ стружка или песок. ¬ некоторых случа¤х использовалс¤ тоноскоп, записывающий схемы в электронном формате.
Ёти исследовани¤ показали, что музыка действительно создает некую разновидность ¤зыка. ак в любом ¤зыке, здесь сесть свой синтаксис. ак правило, пон¤тие синтаксиса примен¤етс¤ к записанной или устной речи и означает пор¤док построени¤ предложени¤. »зменив пор¤док слов в предложении, вы измените и смысл. Ёту концепцию можно применить и к музыке. ≈сли вы переставите местами ноты, вы измените произведение. ѕор¤док информации (нот) в музыке так же важен, как пор¤док информации (слов) в речи. ≈сли считать музыку ¤зыком, или информацией, то это откроет новые возможности дл¤ понимани¤ ее вли¤ни¤ на мозг.
«вуки и музыка также оказывают глубокое вли¤ние на эмоциональные проблемы и трудности в обучении, как показывает работа д-ра “оматиса (Dr. Tomatis) из ‘ранции. «ан¤тно, как д-р “оматис начал заниматьс¤ звуковой терапией. Ќа ранней стадии работы его пригласили в монастырь бенедиктинцев недалеко от ѕарижа. ћонахи там страдали от депрессии, а также от расстройств сна и питани¤. ƒ-ра “оматиса попросили найти причину их недомогани¤. »зуча¤ этот вопрос, он обнаружил, что монастырь недавно обрел нового аббата. Ќовый насто¤тель с гордостью называл себ¤ современным человеком, и, сочт¤ григорианское пение слишком средневековым, велел монахам прекратить песнопени¤.
—ам того не подозрева¤, аббат отн¤л у монахов важную форму стимул¤ции мозга. Ћишившись слуховой стимул¤ции григорианского пени¤, центральна¤ нервна¤ система монахов подверглась депрессии. огда д-р “оматис уговорил насто¤тел¤ вернуть песнопени¤, депресси¤ прекратилась, и монахи выздоровели. Ётот случай заставил д-ра “оматиса начать изучать вли¤ние звука на мозг. ¬ процессе работы он обнаружил вли¤ние высоких частот на работу мозга, эмоциональные проблемы и трудности в обучении.
–аботающий в Ќаучном институте Ѕекмана в ƒуарте, штат алифорни¤ (Beckman Research Institute in Duarte, California) д-р ќно (Dr.Ohno) смог подобрать музыкальную ноту к каждой из шести аминокислот, составл¤ющих код ƒЌ . ƒ-р ќно смог записать музыку, которую "играют" спирали ƒЌ различных живых существ. Ёто не разрозненные звуки, а насто¤щие мелодии. ¬ одном из своих экспериментов он записал мелодию определенного типа раковых клеток. ќна оказалась поразительно похожей на “раурный марш Ўопена. ¬озможно, Ўопен интуитивно восприн¤л эту мелодию у самой природы?
¬ли¤ние звуков и музыки на мозг важно дл¤ психоакустики. Ќаблюда¤ за переменами в состо¤нии мозга и поведении, вызванными звуком, речью и музыкой, мы можем глубже пон¤ть эти ¤влени¤. ѕсихоакустика - юна¤ наука, и мы только сейчас начинаем понимать, с какой точностью звуковые формы могут вли¤ть на клеточные процессы в мозгу. Ёто восхитительное врем¤, и "јкустик Ѕрейн –исерч" ставит своей целью научное изучение и понимание теории и технологий психоакустики.
— помощью звука, например, известный исследователь, музыкант, певец, целитель и писатель “ом енион, создал методы, которые ускор¤ют лечебную терапию и положительные изменени¤ в организме.