Ћюди читают сотни веков, но только в наше врем¤ остро встал вопрос о повышении скорости чтени¤. ќсновной причиной этого ¤вл¤етс¤ резкое возрастание объемов информации, дл¤ усвоени¤ и управлени¤ которыми требуетс¤ и существенное ускорение освоени¤ информации.
ак показывают исследовани¤, скорость чтени¤ большинства людей, даже много читающих, колеблетс¤ в пределах 500-750 зн./мин. »ллюстрацией этого факта ¤вл¤етс¤ известное высказывание великого поэта и ученого ». ¬. √ете: ЂЁти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научитьс¤ читать. я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг целиї. Ёто еще одно свидетельство сложности и многообразности проблемы чтени¤.
Ћюди читают сотни веков, но только в наше врем¤ столь остро встал вопрос о повышении скорости чтени¤. ќсновной причиной этого ¤вл¤етс¤ резкое, Ђлавинообразноеї возрастание объемов информации, дл¤ усвоени¤ и управлени¤ которыми требуетс¤ и существенное ускорение освоени¤ информации.
ѕрин¤то выдел¤ть п¤ть основных недостатков традиционного метода чтени¤ или факторов, затрудн¤ющих ускорение чтени¤.
1. –егресси¤ Ч это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). ѕри регресси¤х на строке текста глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничива¤сь лишь своеобразной зоной предсказани¤, в которой нет отчетливого и точного воспри¤ти¤ читаемой части текста. Ётот недостаток Ч самый распространенный. ѕри медленном чтении регрессии Ч довольно частые ¤влени¤ и составл¤ют обычно от 10 до 15 дл¤ текста объемом в 100 слов. ≈сли возврат глаз осуществл¤етс¤ в результате не¤сности текста, это недостаток, требующий дл¤ его устранени¤ определенного усили¤, заставл¤ющего читать дальше в надежде, что последующий текст рассеет сомнени¤ и внесет ¤сность в воспри¤тие текста. ѕовторное чтение целесообразно лишь по окончании чтени¤ всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.
2. јртикул¤ци¤ Ч это движение губ, ¤зыка и других органов речи при чтении, которые, как показали специальные инструментальные исследовани¤, даже при чтении про себ¤ затормаживаютс¤ лишь внешне, а на самом деле они наход¤тс¤ в посто¤нном скрытом движении. »нтенсивность этих микродвижений артикул¤торов зависит от уровн¤ развити¤ навыков быстрого чтени¤, предусматривающего преодоление с помощью специальных приемов артикул¤ции, и от уровн¤ развити¤ внутренней речи.
ѕод внутренней речью понимаетс¤ беззвучна¤ мысленна¤ речь. ¬ этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, но произносим их про себ¤. ¬ зависимости от степени выражени¤ внутренн¤¤ речь подраздел¤етс¤ на развернутую и сокращенную. ѕри медленном чтении возникает развернута¤ внутренн¤¤ речь Ч своеобразное внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух. ѕри таком чтении читают не столько глазами, сколько Ђушами и губамиї, так как считываема¤ информаци¤ передаетс¤ в мозг, где она обрабатываетс¤ с участием речеслухового канала, пропускна¤ способность которого во много раз меньше зрительного. ѕривычка проговаривать текст сформирована у большинства читающих в детстве, когда учатс¤ читать: сначала слово произноситс¤ по буквам, потом по слогам и, наконец, вслух целиком.
3. ћалое поле зрени¤, под которым понимаетс¤ участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгл¤да. ѕри традиционном чтении, когда воспринимаютс¤ буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, поле зрени¤ очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок), что прин¤то называть дроблением взгл¤да. „ем шире поле зрени¤, тем меньше становитс¤ таких остановок, а в итоге чтение эффективнее. ѕри быстром чтении за одну фиксацию взгл¤да воспринимаютс¤ не два-три слова, а вс¤ строка, целое предложение, иногда и весь абзац.
—ущественно снижает скорость чтени¤ и так называемое сканирование, т. е. непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой, как это происходит при телевизионной развертке изображени¤. ѕри таких переходах не только тер¤етс¤ врем¤, но и быстрее устают глаза. ѕри быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку чтение осуществл¤етс¤ вертикальным движением глаз, сверху вниз по центру страницы с охватом полем зрени¤ ширины всей страницы, строк, абзацев.
4. ќтсутствие гибкой стратегии чтени¤ Ч значительное преп¤тствие в ускорении чтени¤. √лавное в проблеме быстрого чтени¤ Ч не столько устранение рассмотренных факторов, св¤занных с механизмами речи и движением глаз, сколько изменение работы механизмов мозга, управл¤ющих чтением и обеспечивающих получение значимой информации благодар¤ правильному выбору стратегии смыслового воспри¤ти¤ текста. “а или ина¤ скорость и техника чтени¤ подчин¤ютс¤ прежде всего цел¤м, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. ќтсутствие эффективной стратегии чтени¤ ¤вл¤етс¤ серьезным преп¤тствием в ускорении чтени¤.
5. ќтсутствие внимани¤ ¤вл¤етс¤ одновременно и причиной и следствием замедленного чтени¤, снижени¤ понимани¤ и запоминани¤ текста. ѕереключение мыслей на посторонние предметы, звуки и мысли снижает интерес к чтению, затрудн¤ет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст или его отрывок заново. ѕоэтому дл¤ ускорени¤ чтени¤ чрезвычайно важным ¤вл¤етс¤ тренировка внимани¤ и одновременное создание условий, снижающих или устран¤ющих отвлечение внимани¤.
ќсновные способы чтени¤ и нормативы их скорости
¬ зависимости от поставленной цели различают и используют различные способы чтени¤, среди которых основными ¤вл¤ютс¤ следующие.
”глубленное Ч при котором обращаетс¤ внимание на детали, производитс¤ их анализ и оценка. ќбычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считаетс¤ лучшим при изучении учебных дисциплин. ќбучающиес¤ при этом читают текст, опира¤сь на свой макроконтекст и приобретенные ранее знани¤, и на этой основе творчески осмысливают прочитанное, наход¤т в нем новое дл¤ себ¤, самосто¤тельно формулиру¤ выводы, что позвол¤ет легче восприн¤ть и запомнить прочитанный новый материал.
Ѕыстрое чтение Ч это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполн¤емое нетрадиционными методами, значительно ускор¤ющими процесс чтени¤ при достаточно полном понимании прочитанного текста. Ѕыстрое чтение Ч не поверхностное чтение Ђпо диагоналиї, как его иногда ошибочно трактуют те, кто не знаком с его сущностью и механизмом, а активный созидательный пон¤тийный процесс, в ходе и в результате которого читатель анализирует факты, суждени¤, производит синтез отдельных пон¤тий, закладыва¤ фундамент нового знани¤. ¬от почему разработка методики обучени¤ быстрому чтению и ее активное использование требуют не только решени¤ задач управлени¤ некоторыми речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами, но и разработки системы алгоритмов умственной де¤тельности, т. е. операций извлечени¤ и обработки необходимой и достаточной дл¤ читател¤ информации, заложенной в тексте.
ѕрофессиональные (научные, технические, экономические и др.) тексты стро¤тс¤, как правило, по законам логики. ћетоды быстрого чтени¤ потому и обеспечивают высококачественное усвоение прочитанного, что используют эти законы при извлечении смысловой информации из исходного текста. Ѕыстрое чтение при высоком уровне его освоени¤ частично переходит в углубленное чтение.
ѕанорамное быстрое Ч это результат дальнейшего совершенствовани¤ техники быстрого чтени¤. »спользу¤ специальные тренировочные упражнени¤ с таблицами (цифровыми, буквенными или графическими), обучающийс¤ добиваетс¤ значительного увеличени¤ оперативного пол¤ зрени¤. ¬озникает эффект разведени¤ зрительных осей глаз, за счет чего значительно повышаютс¤ скорость чтени¤ и качество усвоени¤ прочитанного.
¬ыборочное чтение Ч это разновидность быстрого чтени¤, при котором читаютс¤ избирательно отдельные разделы текста. ¬ этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы. Ётот метод часто используетс¤ при вторичном чтении информационного источника после его предварительного просмотра. ѕри этом скорость такого чтени¤ значительно выше скорости быстрого чтени¤, поскольку страницы листают до тех пор, пока не отыщетс¤ нужный раздел, который и читают углубленно.
„тение-просмотр используетс¤ дл¤ предварительного ознакомлени¤ с источником информации. ѕри таком чтении этот источник беретс¤ в руки, бегло просматриваетс¤ предисловие, по оглавлению отыскиваютс¤ наиболее важные положени¤ автора, по которым можно предположительно судить об основном содержании источника, просматриваетс¤ заключение и на основании этих действий делаетс¤ общий вывод о полезности и ценности дл¤ читател¤ этого источника информации и целесообразности более подробного ознакомлени¤ с ним.
„тение-сканирование Ч это быстрый просмотр источника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.). „еловек, умеющий читать быстро, выполн¤ет этот поиск в 2-3 раза быстрее читающего традиционно. Ётот способ требует тренировки зрительного аппарата и особенно периферического зрени¤, что позвол¤ет при беглом взгл¤де на страницу текста быстро увидеть нужные сведени¤.
ќсновные услови¤ и правила освоени¤ приемов быстрого чтени¤
ѕри проведении зан¤тий по освоению методов, техники и приемов быстрого чтени¤ необходимо выполн¤ть р¤д условий.
1. ќсвоение методов и приемов быстрого чтени¤ Ч процесс приобретени¤ новых навыков умственной де¤тельности. ќб¤зательное условие успешности самосто¤тельного обучени¤ Ч его непрерывность, регул¤рность зан¤тий, полнота и систематичность выполнени¤ всех упражнений. ѕериод зан¤тий следует спланировать так, чтобы на прот¤жении всего времени (а цикл тренировок занимает обычно дес¤ть-двенадцать недель, т. е. 2.5 Ч 3 мес¤ца) выдел¤ть ежедневно дл¤ тренировок час-полтора.
¬есьма желательным компонентом обучени¤ ¤вл¤етс¤ проведение в период зан¤тий саморегулировани¤ аутогенной тренировки, представл¤ющей собой научную психологическую дисциплину, методику самовнушени¤, котора¤ позвол¤ет посредством психических процессов, прежде всего представлени¤, внимани¤ и эмоциональных состо¤ний, вли¤ть на де¤тельность органов, управл¤емых вегетативной нервной системой, т. е. регулирующих де¤тельность всех органов человека и обмен веществ.
¬ процессе обучени¤ быстрому чтению роль представлений, внимани¤ и эмоционального состо¤ни¤ исключительна велика.
„тение в значительной степени Ч процесс подсознательный, т. е. больша¤ часть механизмов психической де¤тельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управл¤етс¤ подсознанием. ƒостижени¤ психологии свидетельствуют о том, что управл¤ть этими процессами Ч задача реальна¤. –азработан комплекс упражнений, обеспечивающих обучение на подсознательном уровне, в р¤ду которых важна¤ роль принадлежит аутогенной тренировке, котора¤, как показали сравнительные исследовани¤, на 40% повышает эффективность обучени¤ быстрому чтению. ¬ св¤зи с этим весьма желательно хот¤ бы элементарное владение техникой аутогенной тренировки, которую можно освоить по имеющейс¤ литературе или пройд¤ соответствующие курсы.
2. —ознательное освоение упражнений и осознанное участие в изменении тех процессов, которые св¤заны с умственными действи¤ми. „итать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познани¤ сути процессов самого чтени¤ невозможно, и поэтому методы, основанные только на использовании приборов, чаще всего имеют ограниченную эффективность. ќни тренируют только следственные факторы (движение глаз, периферические механизмы речи и слуха) и оказывают слабое воздействие на мозговые центры, управл¤ющие процессами чтени¤. ѕоэтому результаты такого обучени¤ поверхностны и созданный с их помощью неустойчивый стереотип чтени¤ разрушаетс¤ довольно быстро.
3. ѕостепенность наращивани¤ скорости и приобретени¤ навыков, от легкого к трудному, от традиционного к нетрадиционному. ѕереходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда устойчиво освоены предыдущие.
4. –абочее место, режим зан¤тий должны быть хорошо организованы, что подразумевает выполнение р¤да требований.
–абота должна выполн¤тьс¤ в одно и то же врем¤.
ѕродолжительность каждого зан¤ти¤ должна составл¤ть час-полтора.
–абочее место должно быть хорошо освещено и не иметь ничего лишнего.
Ќеобходимо соблюдать правила гигиены умственного труда.
–екомендуетс¤ читать не только в положении сид¤, но и (преимущественно) в положении сто¤, размеща¤ книгу на наклонной поверхности.
¬о врем¤ зан¤тий полезно делать небольшие перерывы, давать отдых глазам, выполн¤ть легкие физические упражнени¤.
ѕомните о том, что спокойна¤, тиха¤ музыка создает благопри¤тные услови¤ как дл¤ работы, так и дл¤ отдыха, а комплекс аутогенных упражнений способствует лучшему освоению приемов быстрого чтени¤ и сн¤тию возникающих психических нагрузок.
Ёдуард ¬икентьевич ћинько