ћы с ћишей »ошпой (yazim) вз¤ли интервью с ясоном Ѕадридзе. Ёто, конечно, лучшее интервью, которое мне довелось. ясон - один из самых удивительных людей на свете. ќн несколько лет прожил в стае волков - и принес обоим видам что-то важное. Ќам рассказал о культуре зверей, а их научил от нас спасатьс¤. ≈го рассказы похожи на сказку - потому что ясон спускаетс¤ в те пласты сознани¤, в которых были созданы древние мифы и в которых люди и звери еще умели слышать друг друга.
- огда мне было лет п¤ть, в Ѕоржомское ущелье отец мен¤ вз¤л, осенью. ћы там жили на опушке леса - и звуки странные доносились. » когда ¤ спросил, мне хоз¤ева ответили, что это олень кричит.
- ѕочему они кричат?
- Ќу, вот сейчас кричат, а весной будут олен¤таЕ
–ебенку не могли объ¤снить, почему они кричат. Ќу а ¤ знал, что детей наход¤т в капусте. ƒумаю: в лесу капусты нет - значит, наход¤т в кустиках. я высказал свое мнение - все стали сме¤тьс¤, ¤ был страшно оскорбленЕ
ѕотом мы пришли с отцом в лес - и услышали вой волка. » это было страшное впечатление, что-то потр¤сающее! ¬се в душе перевернуло. » до сих пор ¤, как вой слышу, какое-то волнение наступает, куда-то хочетс¤ бежать, трудно объ¤снитьЕ — этого, суд¤ по всему, все и началось. » когда вопрос встал ребром, чем заниматьс¤, ¤ выбрал их.
- ¬ы два года прожили в волчьей стае?
- ƒа, ¤ изначально был экспериментатором, изучал физиологию поведени¤. Ќо вскоре осознал, что мы изучаем механизмы того, смысла чего не знаем. ∆изнь звер¤ в природе была почти неизвестна, публикаций о волке тогда почти не было. я попробовал зан¤тьс¤ групповым поведением собак - но очень скоро пон¤л, что они, жив¤ р¤дом с нами, потер¤ли многие поведенческие черты. » тогда ¤ решил пожить с волками. ѕоехал туда же, в Ѕоржомское ущелье, нашел одну семью. ћен¤ интересовало, как формируетс¤ поведение, как они обучают волчат охотеЕ
- ѕогодите. ак вы с ними познакомились, вошли в доверие?
- ¬о-первых, мне надо было определить основные их тропы.
- Ёто как?
- Ќу, ¤ тропить-то (идти по следу, охотничий жаргон - Ў.Ѕ.) умел, охотой в молодости увлекалс¤ - потом уже зав¤зал дуло узелком. «начит, вы¤снил тропы, вз¤л старые пеленки (дети мои уже выросли из этого), поносил на себе, чтобы моим запахом пропитались. » начал на тропах стелить эти кусочки. ћатери¤ бела¤, очень контрастирует - а у волка неофоби¤ очень сильно развита...
- „то?
- Ќеофоби¤ - они бо¤тс¤ всего нового. ј, с другой стороны, им очень хочетс¤ его исследовать - на таком конфликте все врем¤ живут. ¬олки начали обходить эти куски издалека. »нтересно было наблюдать, как рассто¤ние постепенно сокращаетс¤ - и в конце-концов они начали рвать эти куски. я тогда начал выкладывать туда кусочки м¤са. огда они начали его подъедать - это значило, что они к моему запаху привыкли. Ёто все длилось около четырех мес¤цев.
- ¬се врем¤ в лесу? ак?
- ƒа нормально: бурка, рюкзак, котелки. ѕалатку ¤ не брал. ≈сли нужно было костер разжечь, ¤ уходил за речку. ¬ горах ток воздуха по ручью идет, так что дым их не беспокоил. я знал уже все их тропы, знал, где дневное лежбище, рандеву-сайтЕ
- Ќо к ним не ходили?
- Ќи в коем случае - чтобы не напугать. » потом ¤ решил встретитьс¤. ак-то утром увидел по следу, что они прошли - матерые, самец и самка - они логово дл¤ волчат подыскивали. » осталс¤ их ждать, метрах в п¤тидес¤ти от тропы. √де-то в полдень они возвратились. » когда они мен¤ увидели, самка остановилась - а матерый пошел на мен¤ пр¤мо. ћетров до п¤ти подошел и смотрит. Ёто состо¤ние было, ¤ вам скажу! огда на таком рассто¤нии зверь смотрит тебе в глаза. я без оружи¤ - и он это знает, они запах оружи¤ хорошо знают.
- ѕочему были без оружи¤?
- ќт оружи¤ человек наглым делаетс¤. ќн идет на риск, на осложнение ситуации - зна¤, что у него за спиной оружие. я знаю, у мен¤ дома целый арсенал был, у отца коллекци¤ была потр¤сающа¤, ¤ с детства привык обращатьс¤. » отец в свое врем¤ мен¤ учил: от звер¤ убегать - хуже ничего нет, все равно догонит. “ак он сто¤л, смотрел, смотрел, потом р¤вкнул, развернулс¤ - и на тропу. » спокойно ушли. ј ¤ ¤зыком ворочать не могу, как будто ¤зык отсидел. Ќу, пронесло, реально пронесло. Ќо уже стало ¤сно, что с ними этот номер пройдет. ќн испробовал мен¤ - как ¤ отреагирую. ”видел, что нападать ¤ не буду и убегать тоже не собираюсь.
» вот после этого стало возможным с ними ходить. ќни идут - ¤ на рассто¤нии п¤тидес¤ти или ста метров за ними. уда они - туда и ¤. Ѕурка, мои котелки и вс¤кие штучки в рюкзаке - и бегал за ними. я был в хорошей форме благодар¤ моему отцу: он был основателем местной школы каскадеров, и ¤ с детства акробатикой занималс¤, умел владеть телом - как прыгать, куда падать. Ќо все равно, конечно, было трудно угнатьс¤. ј они вообще махнули на мен¤, первое врем¤ до оскорблени¤ игнорировали, как будто мен¤ не существует на свете.
- “о есть вы перебрались к ним жить?
- ƒа, ¤ все врем¤ с ними вместе ходил. √де останавливаемс¤ - там и ¤ остаюсь спать. ак-то спал в бурке завернутый на рандеву-сайт - слышу, вода журчит, на бурку наливаетс¤ что-то. ¬ыгл¤дываю - матерый с подн¤той ногой стоит, пометил значит мен¤Е
- ј что это была за ста¤?
- «амечательна¤ семь¤, лучша¤ из всех. —таршим там был волк-старик, потом пара матерых - отец и мать, трое пере¤рков (выросшие щенки прошлых лет), потом по¤вились волчата. —тарик уже не охотилс¤, на рандеву-сайт маленький пригорок был - и он все врем¤ на нем лежал, потому что обзор хороший, издалека видно. ¬олчица приносила ему еду - отрыгивала после охоты. ” волков есть интересна¤ способность - они умеют регулировать секрецию желудка. ≈сли м¤со нужно дл¤ запасани¤ или чтобы отрыгнуть взрослому - оно не перевариваетс¤ абсолютно. ѕросто оболочка слизи и все. —лизь эта бактерицидна¤ - м¤со в земле не портитс¤, в худшем случае немножко подсохнет. ј щенкам они принос¤т полупереваренное - уже через полчаса после охоты. » вот старика кормили матера¤ волчица и один из пере¤рков.
Ётот пере¤рок, √урам - он и мен¤ подкармливал, когда ¤ там болел. Ќогу ¤ себе сильно повредил, лежал, не мог их сопровождать на охоту. ќни возвращались, √урам подойдет, в глаза посмотрит - и оп - в полуметре от мен¤ м¤со отрыгнет. √урам был моим ближайшим другом, мы вместе альпинзмом занимались, он погиб - и в честь него ¤ него этого пере¤рка назвал. –еально был похож - такой высокий, светлый, намного светлее остальных. » характер очень хороший. ћежду молодыми довольно часто бывают драки. » в них этот √урам всегда побеждал - но при этом сам их никогда не провоцировал.
- » все они вас прин¤ли одинаково?
- ¬зрослые прин¤ли после той встречи, пере¤рки понаблюдали за родител¤ми, пон¤ли, что ¤ не опасен. ј потом щенки родились - они вообще не знали, что мен¤ там быть не должно. ƒело еще в том, что волки эти мен¤ намного раньше увидели, чем ¤ их. ѕока ¤ их следы изучал, они мен¤ физиономически уже знали. » они пон¤ли, что мое присутствие обеспечивает им спокойную жизнь от егерей. “ам браконьерство жуткое было: посто¤нно капканы ставили, гон¤лись за ними - за волка п¤тьдес¤т рублей давали. ј ¤ с егер¤ми договорилс¤ под угрозой мордобо¤: пока ¤ здесь, никаких волков не трогать.
- » как они живут, чем занимаютс¤?
- ѕор¤дочное количество времени они отдыхают. ќни должны минимизировать затраты энергии. Ќа дневках, где вс¤ семь¤ собираетс¤, они в основном лежат, перегл¤дываютс¤, матерые кобель и сука могут облизывать друг друга. Ќикакой игры у взрослых. ј молодые очень много играют. »гра, отдых и охота - больше они ничем не занимаютс¤.
- —п¤т ночью или днем?
- Ёто невозможно предсказать, смотр¤ кака¤ ситуаци¤. ≈сли хорошую добычу завалили, олен¤ большого - нажрутс¤, накорм¤т щенков или суку, котора¤ после родов не охотитс¤, остатки закопают, кладовые сделают - и могут сутками вал¤тьс¤.
- ј какие у них были отношени¤?
- ќчень хорошие. ѕере¤рки потр¤сающе забот¤тс¤ о щенках. старику тоже все подходили, вылизывали, блошили. ≈динственно - они определ¤ют свой статус. ћолодые часто дерутс¤, сначала до крови доходит; а потом они обучаютс¤ ритуализировать агрессию - года в полтора, когда молодые вход¤т в социальную систему старших. ” взрослых состо¤ние агрессии тоже есть - но оно ритуализируетс¤. я могу клыки показать, схватить - но царапины не останетс¤. Ёто очень важно.
- ак они охот¤тс¤?
- Ќу, например, старик вскакивает, садитс¤ и начинает подзывать других. ќни трутс¤ носами. ћатерый разворачиваетс¤, уходит метров на п¤тьдес¤т, прислушиваетс¤, возвращаетс¤, оп¤ть какие-то контакты - трутс¤ носами, в глаза друг другу смотр¤т, вроде как совещаютс¤ и уход¤т на охоту.
ѕо тропинке спускаютс¤, останавливаютс¤, оп¤ть смотр¤т в глаза - и все расход¤тс¤. ‘ункции на охоте распредел¤ютс¤: один лучше бегает, загон¤ет, второй лучше в засаде нападает. “ам, допустим, был огромный луг - волчица с дочкой уход¤т в лес, на опушку, матерый атакует олен¤ и гонит, кто-то ему тропу перекрывает, пытаютс¤ загнать его ближе к опушке - а там волчица вылетает.
- ј как они договариваютс¤, кто где будет?
- ¬от именно. ≈сть коммуникаци¤ звукова¤, запахова¤, визуальна¤. Ќо есть еще кака¤-то невербальна¤ св¤зь, телепатическа¤. Ёто очень хорошо видно перед охотой - они вроде как совещаютс¤, в глаза друг другу смотр¤т, фиксированный такой взгл¤д - и зверь разворачиваетс¤, идет и делает то, что оказываетс¤ адекватно делать в тот момент. » когда у нас все барьеры пропали, у мен¤ это тоже по¤вилось. ¬от ¤ выхожу с ними на охоту - матерый разворачиваетс¤, в глаза смотрит - и ¤ бегу туда, куда надо. Ёто потом оказываетс¤, что ¤ правильно пошел и закрыл тропинку оленю.
- ј мимо тропинки он что, не может?
- ƒа куда с такими рогами, вмиг настигнут.
- ј ваше сознание не мешало вам?
- —начала мешало, пока ¤ думал, что делать. ј потом - нет, абсолютно, уже через несколько мес¤цев. ј мес¤цев через восемь ¤ уже мог точно описать, что делает волк у мен¤ за спиной. ѕотому что все-таки все врем¤ было напр¤жение: это дикие звери, надо контролировать. », видимо, это напр¤жение пробудило третий глаз или как это называетс¤.
ѕотом-то ¤ поставил эксперимент. ¬от ¤ обучаю волка в закрытом помещении: свет - сигнал направо, звук - налево. “ам еда в кормушке. ƒл¤ обучени¤ требуетс¤, к примеру, дес¤ть экспериментов. «атем этот зверь остаетс¤ в комнате - ввожу нового волка. ќн первого не видит и не слышит, это ¤ точно знаю - у мен¤ был микрофон, который чувствовал от 5 √ц до 35 к√ц. Ќикаких звуков. ¬торой волк обучаетс¤ за п¤ть экспериментов. ¬ывожу первого, обученного - нужно дес¤ть-одиннадцать. «а счет чего? Ёто ведь св¤зано с пищей: зверь волнуетс¤, когда слышит условные сигналы, и, суд¤ по всему, мысленно повтор¤ет все, что реально должен был сделать. » это каким-то образом передаетс¤Е
¬ообще, за эти два года накопилась уйма вопросов, на которые надо было экспериментальным путем ответить. Ёто была пища дл¤ ума, дл¤ экспериментальной работы.
- » часто им удаетс¤ этого олен¤ поймать?
- ’орошо, если кажда¤ четверта¤ охота - удачна¤.
- Ќечасто. ј надолго его хватает?
- Ќа несколько дней. я говорил, они делают кладовые. Ќо оказалось, что волки не помн¤т про существование своих кладовых. Ќо зачем тогда делать, да? я эксперименты ставил. ќказалось, что функци¤ этих кладовых - не себ¤ прокормить, а создать максимально стабильную кормовую базу дл¤ щенков. ѕотому что веро¤тность случайного нахождени¤ своих или чужих кладовых настолько велика, что запоминать не нужно. Ёто хорошо, что они их не помн¤т, - а то бы сами съели, а надо оставить щенкам, чтобы не голодали. ≈сли волчата недоедают, они вырастают психически больными, возбудимыми - и у них агресси¤ не ритуализируетс¤, всегда остаетс¤ реальной. огда волчица на снос¤х, семь¤ начинает интенсивно закапывать добычу. «акопают и забудут. Ёто неверо¤тно адаптивна¤ неспособность запомнить. јбсурдно звучит Ђадаптивна¤ неспособностьї - но это так.
- ¬ы хотели пон¤ть, как они обучают волчат охоте?
- ƒа, все крупные хищники учат детей охотитьс¤. ќт рождени¤ они этого не умеют. уньи, например, охот¤тс¤ на грызунов, там у них один прием, он генетически детерминирован. ак только молода¤ куница ушла из гнезда - она может охотитьс¤, родители ее не обучают. ј волчонок может в игре убить крысу - и тут же потер¤ет к ней вс¤кий интерес, и может р¤дом с этой крысой умереть с голоду.
- ѕочему?
- я думаю, у крупных хищников видовое разнообразие жертв очень большое. акие-то врожденные инстинктивные элементы у них есть: положительна¤ реакци¤ на запах крови, преследование движущихс¤ объектов - но до умени¤ охотитьс¤ это далеко. ≈сли необученный волк попадет в стадо овец, он просто будет в панике. ќн пон¤ти¤ не имеет, что это пища. ќхота у них - это культура, традици¤. ѕричем, у каждой семьи она сво¤. ¬ одной и той же местности могут жить семьи, которые умеют охотитьс¤ только на лос¤ или только на олен¤. — одной стороны это шикарное разделение, чтобы не конкурировать. Ќо с другой это классический пример традиции. ≈сли волчонка не учить охотитьс¤ на лос¤, он сам не научитс¤ - он даже запаха его не знает.
“ам, где мы с ними жили, в николаевские времена было императорское охотничье хоз¤йство. » в то врем¤ у волков был описан один необычный прием охоты. ¬ообще в норме они пытаютс¤ под уклон пустить олен¤, а он пытаетс¤ наверх уйти. ” оленей это инстинктивна¤ реакци¤: наверху им легче спастись, а пойти под уклон - это стопроцентна¤ смерть. ј тут волки специально его загон¤ли на подъем - который кончалс¤ пропастью. ќлень туда срывалс¤, а они спокойно обходили эту гору и там его добывали. “от же самый прием на этом же конкретном месте был и при мне. ѕередаетс¤ из поколени¤ в поколение.
- “ак может им тогда и не надо договариватьс¤?
- јбсолютно стандартных ситуаций ведь не бывает. —тарый опыт надо применить в новой ситуации - то есть, подумать. ћен¤ всегда интересовало: способны звери к мышлению или нет. я ставил эксперименты на применение старого опыта в новых услови¤х. ¬ разных экспериментах все выгл¤дит по-разному - и визуально и физически. Ќо животное способно поймать логику самой задачи. Ќа охоте без способности думать зверь ничего сделать не сможет. “олько экстраполировать направление движени¤ жертвы надо дес¤тки раз за охоту. Ёто довольно простой уровень - но этому надо учитьс¤, волк из зоопарка не сможет. ј они способны и на более высокий уровень: прогнозировать результат своих действий, действовать целенаправленно. ” мен¤ были эксперименты, которые это доказывают.
ѕотом ¤ еще вы¤снил, что волки умеют считать - до семи и кратно семи. »м часто приходитс¤ решать задачи, состо¤щие из большого числа множеств, и они это могут. Ќу, то есть, найти третью миску в п¤том р¤ду он может легко. Ќо, если число больше семи, - сбиваетс¤Е
ороче, они все врем¤ думают. » если что-то на охоте получилось - достаточно одного раза, и они начинают примен¤ть этот прием. ак-то косул¤ залезла в кустарник - и уже двинутьс¤ там не смогла. » моментально ее задавили. ¬ следующую охоту они целенаправленно пытаютс¤ в кустарник ее загнать.
- » как они учат волчат?
- —начала принос¤т куски м¤са, потом куски м¤са со шкурой - приучают щенков к запаху добычи. ѕричем, они это делают строго по возрасту. ¬ четыре мес¤ца взрослые начинают подзывать волчат к добыче. ƒобудут олен¤ - и воем подзывают, показывают, как он выгл¤дит. ѕотом учат брать след и тропить. ѕервое врем¤ щенки не понимают, в какую сторону по следу бежать - но через несколько дней уже троп¤т правильно. Ќо если догон¤т - убегают: до дев¤ти мес¤цев они перед оленем испытывают непреодолимый страх. ѕотом начинают ходить на охоту со взрослыми. —начала просто р¤дом бегают, бо¤тс¤ еще, дальше начинают загон¤ть, потом прикусывать - и постепенно осваивают приемы, к полутора годам примерно. ѕриемы у каждого свои - зависит от силы, характера. то-то на круп бросаетс¤, кто-то на бок. ≈сли волк слабее, он будет выбирать тактику, где меньше усилий, если трусливый - будет действовать, как безопаснее. » роли складываютс¤: один гонит, другой направл¤ет, третий в засаде...
», кроме того, волчата же все это врем¤ играют друг с другом. ≈сли сравнить, как волчонок атакует во врем¤ игры - и потом на охоте, вы¤сн¤етс¤, что одинаково. «аодно они учатс¤ чувствовать, понимать друг друга. ј потом эти навыки оттачиваютс¤ на реальных объектах. ќни начинают с маленького, с зайца, учатс¤, как его оптимальнее вз¤ть. ѕричем обучение с одного раза идет: один раз ошибс¤ - второй раз не повторит.
- ј эта семь¤ как-нибудь мен¤лась, пока вы там жили?
- “олько одного выгнали пере¤рка. ќчень т¤желый у него характер был, все врем¤ конфликты какие-то возникали - и выгнали его. ¬роде бы агрессивный индивидуум должен стать доминантом. Ќо если эта агрессивность переходит какую-то грань, то вс¤ социальна¤ система, со всеми низкоранговыми индивидами объедин¤етс¤ и изгон¤ет его. Ёто такой механизм, купирующий чрезмерную агрессию. » этот зверь никогда не сможет найти полового партнера. “аким образом, если это ген агрессивности, он иссекаетс¤.
- » куда он пошел?
- Ќу, вышел за пределы территории. ” волков территории не соприкасаютс¤, система не замкнута¤. √раница от границы в двух-трех километрах, есть нейтральные зоны, чтобы особи могли выходить. —емь¤ же не может расти бесконечно. ’от¤ размножаетс¤ только одна пара, доминирующа¤, матерые волк с волчицей. ” пере¤рков даже течка не наступает, как правило; чтобы размножатьс¤, им надо или уйти, или дожидатьс¤, когда родители состар¤тс¤. Ќо все равно пометы большие - и примерно раз в четыре года семь¤ достигает критической численности, тесно становитс¤. ” всех млекопитающих существует потребность в реализации определенного количества социальных контактов. » как только это количество выходит за пределы нормы, в группе начинаетс¤ шумок, конфликты возникают. ”величиваетс¤ дистанци¤ во врем¤ сна - это первый показатель. ¬ норме-то они близко сп¤т. ”величиваетс¤ количество агрессивных взаимодействий, социальна¤ дистанци¤ - и образуютс¤ группировки. ќдна группа мало контактирует с другой, и в конце концов кто-то должен уйти. ќстаетс¤ доминирующа¤ группа.
- ј те куда?
- “ам как повезет. ≈сли зайдешь на чужую территорию, убьют. Ќо бывает, что можно присоединитьс¤ к другим - если у них группа малочисленна, им не хватает социальных контактов. »ли к человеку выйдет, начнет овец резать.
ѕере¤рка выгнали и еще старик умер. ак раз было врем¤, когда волчата из логова выход¤т. ¬олчата же рождаютс¤ в логове и вылезать не хот¤т, у них неофоби¤. ј логово всегда устраиваетс¤ где-то в другом месте, укромном, не у рандеву-сайта. » вот мы с вечера все там собрались, кроме старика. Ќа рассвете мен¤ разбудил визг - волчата голодные, мать их почти сутки не кормила. “олько загл¤нет к ним на минутку - и назад, ложитс¤ перед логовом. » старша¤ сестра тоже. ј остальные сид¤т вокруг, ждут, в напр¤жении. ћне уже накануне видно было, что волки волнуютс¤, ждут чего-то. „аса четыре это длилось. ¬ конце концов, из норы по¤вл¤ютс¤ мордочки, очаровательные такие. ќчень волнующий момент был. я помню, поймал себ¤ на том, что тоже подскуливаю от восторга. ћать подползла, лизнула их, вернулась назад - и тогда они решились. ¬ывалились оттуда карапузы, доковыл¤ли к маме, присосались. ¬се их окружили, обнюхиваютЕ
» вдруг мы услышали страшный вой, просто жуткий. —разу было ¤сно, что там что-то происходит ужасное. ћы побежали обратно - старик сидел на пригорке и выл, душераздирающе, какой-то крик отча¤ни¤. » потом ушел - и все.
ћатерый только через мес¤ц зан¤л его место. ¬ течение мес¤ца ни в какую туда не поднималс¤. ак будто какие-то поминки, объ¤снить ¤ не могу. я боюсь антропоморфизировать. Ќо ¤ могу представить: во-первых, запах смерти - это очень сильна¤ вещь дл¤ животных. «аранее они смерти не бо¤тс¤, не знают, что такое смерть. Ќо запах смерти, пока волк умирает, пока еще не наступило окоченение, - панически бо¤тс¤.
- ј говор¤т, что волки съедают больных, старых?
- ƒа это все сказки. ќт драк молодые часто погибают: поран¤т - кровотечение или инфекци¤, не сможет передвигатьс¤, ослабнет. ƒо годовалого возраста только половина доживает. Ќо целенаправленно никогда не убивают. » про каннибализм это блеф. онечно, можно довести. ѕри блокаде и поволжской голодовке тоже и дети родителей ели, и родители детей ели.
Ќа самом деле у них фантастически развита взаимопомощь. ќни ведь и мне жизнь спасли. ћы с охоты возвращались, а охота страшно неудачна¤ была. “о несколько оленей ушло от нас, то еще что-то. ÷елый день и уже к вечеру, еле-еле ноги волочим. » волки уставшие, а ¤ - можете себе представить. » где-то километрах в п¤ти от рандеву-сайта валун огромный лежал. я подхожу к нему, надо присесть, уже правда сил никаких. » оттуда на дыбы встает медведь. ј рассто¤ние - как мы с вами. я сейчас не помню: ¤ закричал или он какие-то звуки издал - но волки услышали и бросились. ’от¤ один его удар мог этого волка распороть. ¬олчица его за п¤тку вз¤ла - и тут уже душа поэта не вынесла, он пошел вниз, под склон.
“огда ¤ в первый раз задумалс¤ по поводу альтруизма: что это такое? «начит, это реализаци¤ биологической потребности. „то будет - зверь об этом не думает. » тогда ¤ пон¤л, что все что мы имеем, чем мы гордимс¤, - это не мы придумали, это все оттуда идетЕ Ќо интересно, что волчат они от человека не защищают - понимают, что лучше остатьс¤ производителю, чем всем погибнуть. » это приобретенное, культура. ќт любого другого звер¤ волчат защищают - от рыси, например, или от соседей, других волков.
- ј бывает, что другие нападают?
- Ёто редко бывают, когда территориальные войны. ≈сли исс¤кание пищи на той территории по каким-то причинам - как правило, из-за человека.
- ј на луну ваши волки выли?
- ќни воют не на луну, просто полнолуние вызывает прилив эмоций.
- ј зачем воют?
- ќбщаютс¤ с другими группами, это социальный контакт, Ђприкосновениеї. роме того, это информаци¤ - о рассто¤нии до других зверей, о статусе, об эмоциональном состо¤нии. ” каждого есть сво¤ парти¤ - и суд¤ по всему, они строго функциональны.
- ќткуда они знают, как выть?
- ¬ообще, есть две категории звуков. ¬рожденные, на которые реакци¤ у других тоже врожденна¤. Ќапример, звук опасности - это такой фыркающий лай. ўенки его слышат - разбегаютс¤, хот¤ их никто не учил. » есть приобретенные звуки, которым научили. ѕритом есть диалекты: допустим, кахетинский волк вр¤д ли поймет волка из «ападной √рузии. я был в анаде, по приглашению ƒжона “ебержа, пришли в национальный парк. я начал вабить (призывно выть), развернулс¤ - ул-лю-лю - по-грузински, завитушки пустил - и вообще наплевали на мен¤ волки. я был страшно оскорблен. ј “еберж просто кларнетом так - уууу - и все, они с ума сошли, заголосили.
- » что значат все эти завитушки? „то они друг другу говор¤т?
- ≈сли бы ¤ знал, ¤ бы составил словарь. Ёти вопросы мен¤ тоже страшно интересуют - жаль вот, нет возможности заниматьс¤. –азна¤ информаци¤ передаетс¤. я, например, нашел, что родители, когда волчат подзывают к добыче на большом рассто¤нии, то воем объ¤сн¤ют, как идти. “ам же тропы, пр¤мо идти невозможно. ћатерый идет до поворота - воет, щенок слышит. ѕотом до следующего - там повоет. ¬ четыре-п¤ть мес¤цев волчата уже соображают, этот зигзаг формируетс¤ в воображении, они легко наход¤т. ≈сть вой дл¤ собирани¤ стаи - когда группа разбредаетс¤ и волк скучает. Ётот звук легко отличить - он такую тоску наводит, душу выворачивает. „естно говор¤, много вс¤ких взгл¤дов на эту тему, но пока пон¤тно мало. ≈сть такой —ан —аныч Ќикольский в ћоскве, он лучше все это знает, его спросите.
- » два года вы с ними сидели? Ѕезвылазно?
- Ќет, когда мес¤ца три просидишь в лесу, душа человеческого общени¤ требует. »ногда ¤ возвращалс¤ домой, в “билиси на несколько дней, дольше нельз¤ было, чтобы не отвыкли.
- ¬ы сказали, у вас уже дети были?
- ƒа, были маленькие дети. ƒети в квартире с волками выросли, это был целый тарарам. ¬ообще ¤ был такой белой вороной, потому что все нормальные зоологи занимались животными, которых можно есть. Ђ ак заниматьс¤ зверем, которого есть нельз¤? «ан¤лс¤ бы оленем!ї ќни были уверены, что ¤ на своих волках деньги все-таки зарабатываю, убиваю их, сдаю шкуры. Ќе могли эти люди так не думать: зарплата была сто сорок рублей, а за волка премию давали п¤тьдес¤т рублей. ќб¤зательно кто-нибудь насылал фининспекторов: куда волчат дел? ¬олчата же часто гибнут. я говорю: похоронил. Ќу как они могли поверить, что ¤ похоронил такие деньги? ѕриходилось идти туда, выкапывать этих несчастных, уже разложившихс¤, хоть шерсть найти. ј ¤ по-разному деньги зарабатывал: чеканкой занималс¤, ювелирные украшени¤ делал, по мельхиору, серебру, продавал исподтишка, автомехаником работал. «арплаты не хватало, конечно, чтоб экспериментально работать с ручными животными, м¤сом же надо кормить. Ќо что ¤ мог сделать? Ќепреодолимое желание было этим заниматьс¤.
- ј с волчьей семьей чем дело кончилось?
- “ам же нельз¤ было навечно поселитьс¤, ¤-то с удовольствием, но нельз¤ было. ј через год ¤ вернулс¤ - и оказалось, что перед этим там истребили п¤тьдес¤т четыре волка, включа¤ моих. Ёто было очень т¤желоЕ
» после этого заповедник наполнилс¤ одичавшими собаками, потому что некому было держать границы. ѕотом ¤ приручал к себе других, еще п¤ть семей у мен¤ было - но та оказалась дл¤ мен¤ самой важной. ƒальше и дистанци¤ у нас была больше, и не так интересно, честно говор¤. ¬ основном те волки ходили с овцами, кочевали на зимние и летние пастбища. ј это психологически совсем другие звери, неинтересна¤ жизнь.
- » потом вы стали выращивать своих волков?
(...продолжение следует)
(источник: http://burtin.livejournal.com/24932.html )