осмизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца ’I’Ч’’ вв., включает в себ¤ философско-теологические (Ќ.‘. ‘едоров, ¬.—. —оловьев), естественно-научные (¬.». ¬ернадский, .Ё. ÷иолковский, ј.Ћ. „ижевский), художественные (Ќ. . –ерих) представлени¤ и размышлени¤ о проблеме осмоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.
«десь мы кратко остановимс¤ только на учении Ќ.‘.‘едорова, давшего глубокую и оригинальную разработку идей русского космизма. ¬ его философских взгл¤дах переплетаютс¤ религиозно-христианский подход к пониманию основ быти¤ и стремление создать проект всемирного спасени¤ Ч натурализм, ‘антастичность, мистицизм и реализм, мечтательность и научность, утопизм и действительность. » вместе с тем все его учение пронизывает вера в мощь разума, науки и творческие возможности человека. ¬се главные идеи ‘едорова изложены в его труде Ђ‘илософи¤ общего делаї.
»сходным пунктом философии ‘едорова ¤вл¤етс¤ определение главной задачи человека и человечества. ќн видит ее в правильном понимании смысла жизни и цели, ради которой живет человек, а главное, в организации жизни в соответствии с этим смыслом и целью. “ака¤ задача обусловливает Ђпроективныйї подход к истории, котора¤ нуждаетс¤, по мнению ‘едорова, в отношении не безучастном, объективном, не сочувственном, а в проективном. “олько в этом случае знани¤ о смысле и цели жизни трансформируютс¤ в Ђпроект лучшего делаї и в реализацию этого проекта. » философи¤ должна стать активным проектом того, что должно быть, проектом всеобщего дела, а не ограничиватьс¤ пассивным, умозрительным объ¤снением сущего.
Ќам, люд¤м, вручено дело спасени¤ мира и себ¤.
ќн утверждает, что после искуплени¤ ’ристом первородного греха людей дальнейшее спасение их и окружающего мира целиком зависит от людей. Ќам, люд¤м, вручено дело спасени¤ мира и себ¤. » это не ¤вл¤етс¤ противопоставлением человеческого Ѕожественному, отмечает ‘едоров, ибо после искуплени¤ ’риста люд¤м открылась возможность и способность сделатьс¤ орудием реализации Ѕожественного плана.
‘едоров убежден в наличии тесной св¤зи всего происход¤щего на земле с процессами во ¬селенной, в осмосе, счита¤, что де¤тельность человека не должна ограничиватьс¤ пределами земной планеты. ќпира¤сь на силу разума, человек, может не только познавать ¬селенную, но и населить все миры, упор¤дочить хаос, цар¤щий в осмосе, сознательно управл¤ть преобразованием всей природы, заверша¤ тем самым предначертани¤ “ворца.
ќднако дл¤ реализации этой возможности необходимо преодолеть людскую разобщенность и холодную отчужденность в отношени¤х живых людей и забвение усопших, преодолеть отсутствие братства, родственности между людьми. ѕричину этого отчуждени¤ ‘едоров видит в том, что люди сосредоточены только на самих себе, подчеркивает несправедливость, Ђнеправдуї замыкани¤ каждого в самом себе, отделение себ¤ от живых и от умерших. Ётим обусловлен призыв к люд¤м: жить не дл¤ себ¤, ибо это эгоизм, и не дл¤ других, ибо это альтруизм, а совсеми и дл¤ всех.
»сходным пунктом Ђфилософии общего делаї ¤вл¤етс¤ учение о родстве. ‘едоров убежден, что родство лежит в основы жизни не только человеческой и мировой, но и в основе жизни самого Ѕога и ¤вл¤етс¤ естественной божественной основой жизни. –одство есть общество сынов человеческих, помн¤щих отцов. Ѕратство, единство невозможны без сыновства, без св¤зи поколений, каждое из которых помнит, чтит поколени¤ предшествующие и опираетс¤ на их достижени¤. ќн считает, что любовь к отцам, предкам, органически родовое, родственное составл¤ет нравственное, высшее в человеке, то, что уподобл¤ет его —в¤той “роице. ульт предков ¤вл¤етс¤, по утверждению ‘едорова, единственной истинной религией.
“аким образом, основой и движущей силой общего дела выступает родство как начало, имеющее свой прообраз в недрах Ѕожественной “роицы, как стержень жизни общественной, мировой и божественной.
–елигиозна¤ основа идеи родства предопределила религиозность всей философии Ђобщего делаї. ‘едоров всемерно возвеличивает и пропагандирует преобразующую роль человека, вовлеченного в общее дело, внос¤ в христианство активный антропологизм.
ƒл¤ окончательного торжества общего дела человечества необходима победа над Ђпоследним врагомї человека Ч смертью. ‘едоров ставит и пытаетс¤ решить проблему воскрешени¤, рассматрива¤ ее как важнейшую. ∆изнь, сохранение и развитие человечества рассматриваютс¤ им как высша¤ цель и благо. ќн размышл¤ет о проблеме преодолени¤ смерти, воскрешени¤ всех живших на «емле, сохранени¤ идейных трудов минувших поколений.
ѕроблему Ђвоскрешени¤ї ‘едоров решает в свете христианского учени¤ о победе над смертью через воскресение в Ђбудущей жизниї, в которой человек обретает всю полноту своего быти¤. ќн верит в правду гр¤дущего воскресени¤ и непримирим к смерти. Ќо ‘едоров дает этому учению свою интерпретацию.
ѕроцесс Ђвоскрешени¤ї он не трактует как непосредственно воскрешение каждого умершего человека. ѕолным воссозданием он считает не механическое Ђвозрождениеї умерших в прежней материальной природе, а превращение их природы в принципиально другую, высшую самосозидаемую природу. ќн понимал Ђвоскрешениеї как полноту жизни умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в соединении людей в общем деле. „ерез человека и его общую де¤тельность Ѕог воссоздает мир, воскрешает все погибшее, считает ‘едоров. ¬ проблеме Ђвоскрешени¤ї ‘едоров сочетает как религиозные, и научные аспекты. јктивность человечества во всеобщем деле воскрешени¤ анализируетс¤ им с религиозных позиций. Ќо конкретные пути и способы этой активности ‘едоров рассматривает с естественно-научных, позитивно-технических позиций. ѕри всех элементах утопичности и фантастичности учение о Ђвоскрешенииї пронизано одной идеей Ч идеей единства, взаимосв¤зи прошлого, насто¤щего и будущего.
Ђ‘илософи¤ общего делаї ‘едорова, несмотр¤ на религиозную оболочку, наличие элементов натурализма, наивности, фантастичности и мистицизма, содержит р¤д прогрессивных идей. Ёто идеи преемственности поколений людей, сплоченных Ђобщим деломї дл¤ решени¤ жизненно важных задач; всеобщего братства, Ђродстваї людей, бессмерти¤ рода человеческого; веры в безграничные возможности разума и активности человека в регулировании слепых сил природы; бережного отношени¤ человека к природе; значимости достижений науки и техники в освоении осмоса и утверждени¤ возможности выхода человека в осмос; нравственной ответственности при использовании достижений научно-технического прогресса.
http://ds-brotherhood.narod.ru