»м¤ доктора де Ѕоно внесено в международный список из 250 человек, наиболее значительно повли¤вших на развитие человечества за всю его историю. ≈го признают одним из 20 живущих ныне провидцев. ћагистр гуманитарных наук и доктор философии, стипендиат ќксфорда и профессор-преподаватель ембриджа, доктор юриспруденции и дизайна, а также автор 70 книг, известных по всему миру, Ёдвард де Ѕоно ¤вл¤етс¤ создателем нового конструктивного мышлени¤.
Ђќтнеситесь к книге, как к игре Ц со всей серьЄзностью!ї
—овершенно серьЄзный человек (согласно перечисленным звани¤м и степен¤м) совершенно несерьЄзно подошЄл к процессу мышлени¤. ќн начал с того, что изобрЄлЕ шесть Ўл¤п ћышлени¤. ћышлени¤ конструктивного, творческого и даже в какой-то степени глобального. »спользу¤ лишь один из методов мышлени¤ Ѕоно, работники одного из цехов на предпри¤тии в ёжной јфрике предложили только за 1 день 21 тыс¤чу идей!
ѕричЄм речь идЄт о самых простых методах мышлени¤, которые могут использовать как лауреаты Ќобелевской премии, так и люди с синдромом ƒауна. примеру, в јвстралии этим методам обучали группу безработных и полностью глухих (!) молодых людей, после чего процент их трудоустройства значительно повысилс¤.
ѕотом по¤вились шесть Ѕашмаков ƒействи¤ де Ѕоно и шесть ћедалей ќценки. » смешные, уникальные, выход¤щие за рамки современности Ђмыслеидеиї Ёдварда Ѕоно начали завоЄвывать мир, как может завоевать симпатии взрослых 5-летний карапуз, выдувший обыкновенный мыльный пузырь.
ЂЌова¤ религи¤ позитиffного мышлени¤: 5+ї от Ёдварда де Ѕоно
1. —амое главное в Ђновой религииї Ц это взаимопомощь. “о есть вы не просто сидите отшельником в пустыне и медитируете на тему: как улучшить этот мир. ¬ы именно помогаете миру, изо дн¤ в день, совершенно конкретным люд¤м.
Ђ¬ы перевели пожилую женщину через дорогу Ц и результат очевиден. ¬ отличие от ситуации, когда вы просто читаете проповедь группе людейЕї
¬ы помогаете миру и тем самым помогаете самому себе. ¬ы улыбаетесь, независимо от того, улыбаютс¤ ли люди вам в ответ. Ђ—олнце светит даже тогда, когда ему никто не поклон¤етс¤!ї
2. ЂЌова¤ религи¤ї побуждает вас в первую очередь думать о своЄм здоровье.
Ђ≈сли вы нездоровы, то не сможете помочь другим, а наоборот Ц будете принимать помощь, котора¤ могла бы пригодитьс¤ в другом месте!ї
3. ЂЌова¤ религи¤ї основана на вере Ц вере в себ¤ и свои возможности, а также Ц в силы окружающих вас людей.
Ђя беседовал со многими успешными людьми: одни были импульсивны, другие Ц робки. Ќо у всех них была одна обща¤ черта Ц вера в конечный успех!ї
4. ЂЌова¤ религи¤ї ведЄт к неизменному присутствию счасть¤ в вашей жизни.
Ђ—частье должно стать осознанной привычкой, а не просто ощущением, что всЄ в пор¤дке!ї Ц проповедует автор.
5. ЂЌова¤ религи¤ї выдел¤ет юмор как основной смазочный материал механизма жизни. “олько юмор отличает нас от животных.
Ђёмор Ц это жизненна¤ позици¤, а не просто умение рассказывать шутки!ї
ёмор внушает чувство собственного достоинства. ¬ы неподвластны окружающему миру, потому что можете сме¤тьс¤ над ним!
—обственно, это всЄ, что касаетс¤ теории. „то же предлагает доктор Ѕоно на практике?
ЂAgo ergo erigoї Ц Ђя действую, значит, ¤ создаю!ї
аждый день приверженец новой религии Ѕоно строит Ђмостыї Ц то есть совершенно спонтанно помогает незнакомым люд¤м. ј вырабатыва¤ у себ¤ привычку регул¤рно совершать хорошие поступки, вы сами становитесь хорошим человеком. ќднако Ц пишет автор:
ЂЌедостаточно просто идти верным путЄм. ѕо дороге вы должны сами находить ромашки на обочине!ї
¬ажное уточнение: пода¤ние нищему Ц это не мост, не реально добрый поступок. ¬о-первых, это слишком просто. ¬о-вторых, обеспечива¤ нищим доход без выполнени¤ ими какой-либо работы, вы поощр¤ете подобный образ жизни!
“очно так же не стоит рассматривать как добрый поступок и благотворительность.
ЂЌова¤ религи¤ї Ц это увлекательна¤ игра: ведь каждый день количество мостов должно быть одинаковое (от 2-х до 4-х). »наче вы рискуете платить штрафы самому доктору Ѕоно, в его офис позитивного мышлени¤ в ƒублине.
аждое утро дл¤ тех, кто выбирает жизнь на Ђ5 с плюсомї, начинаетс¤ с определЄнного ритуала. » если вам кажетс¤, что вы столкнулись с людьми Ђвашей верыї, вы можете подать им определЄнный тайный сигнал, на который об¤зательно получите положительный ответ.
¬ сети »нтернет есть целые группы людей из разных стран, которые живут Ђновой религиейї Ѕоно. » если вы найдЄте единомышленников в своЄм городе, у вас об¤зательно по¤витс¤ свой Ёнерджайзер Ц человек, который поведЄт вас к новым мостам.
¬озможно, дочитав книгу доктора де Ѕоно и поулыбавшись, пролистав фотографии, вы скажете: вот чудак!
¬озможно. » всЄ жеЕ
√овор¤т, чтобы изменить мир, достаточно всего 4% людей, одержимых общей идеей. » может быть, вы принадлежите именно к этим четырЄм процентам!
Ћатеральное мышление (lateral thinking) Ц из области творческого, это метод нестандартного подхода и решени¤ задач. —ам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Ёдвард де Ѕоно, ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности, Ђгуру менеджментаї.
ѕару слов об авторе. ќн родилс¤ в 1933 году на ћальте, там же окончил университет, продолжил изучать медицину, психологию и физиологию в ќксфорде и затем преподавал там, а также в ембридже, √арварде, Ћондоне.
¬ насто¤щее врем¤, нар¤ду с лекторской и консультационной практикой, много внимани¤ удел¤ет де¤тельности в Ќаднациональной организации мышлени¤ (Supranational Thinking Organization) в √ааге. јвтор почти полусотни книг, переведенных на 35 ¤зыков. —амой важной из них сам он считает Ђя прав Ц вы заблуждаетесьї, а самой попул¤рной ¤вл¤етс¤ ЂЎесть шл¤п мышлени¤ї. ѕочитайте, очень интересно! Ќапример, Ђшл¤пыї:
расна¤ Ц эмоции, а отсюда Ц интуици¤, чувства и предчувстви¤.
∆елта¤ Ц преимущества.
„ерна¤ Ц осторожность, следовательно, суждение и оценка с позиции Ђа правда ли это?ї
«елена¤ Ц творчество, т.е. идеи и предложени¤, поиск альтернатив.
Ѕела¤ Ц информаци¤ и вопросы, св¤занные ней: что имеем, чего не хватает?
—ин¤¤ Ц организаци¤ мышлени¤: чего достигли и что делать дальше?
Ђћен¤¤ї головной убор, можно переключатьс¤ на разные аспекты того, что прин¤ли за тему, проблему и т.п.
Ќо дл¤ понимани¤ принципа действи¤ Ђшл¤пї (или обуви, или... разные образы могут использоватьс¤) не обойтись без экскурса в область теории, раскрывающую научную суть изобретенной Ё.де Ѕоно концепции. ƒело в том, что он сумел предложить новый подход к работе воспри¤ти¤, который открыл, моделиру¤ информационную систему, способную к самоорганизации. »менно он ввел пон¤тие паттерна (от лат. patronus Ц модель, образец дл¤ подражани¤, шаблон, стиль, узор, выкройка), столь употребимого ныне в психологии и социологии. ѕаттерн обозначает распределение процессов, стимулов в пространстве и времени, т.е. структуру, в которой выделены как ее целостность, так и Ђмоментальностьї, изменчивость.
“ак вот, рассматрива¤ паттерны, ученый обнаружил разные их виды, в т.ч. сдерживающие, а затем разработал инструмент, позвол¤ющий перестраивать (Ђреструктурироватьї) паттерны, уход¤ от ограничивающих и создава¤ благопри¤тные. Ёто и есть латеральное мышление.
—равним его с традиционным логическим. ¬ противовес ему, латеральное мышление не предполагает об¤зательного пошагового движени¤ мысли, при котором ошибка в исходной позиции или любом одном действии неминуемо приведет к неправильному выводу.
Ћатеральное мышление позвол¤ет делать Ђскачкиї в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг, не привод¤щий, однако, к соответствующим последстви¤м дл¤ результата. ѕочему? ќно избавл¤ет от стереотипов и создает новые модели Ц оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию. Ётот способ мышлени¤ составл¤ют креатив плюс инсайт плюс... юмор. ќн парадоксален, но эффективен. Ќе напоминает ли вам это технику Ђмозгового штурмаї? ќна построена именно на латеральном подходе.
¬ то же врем¤, этот подход не отмен¤ет логику. Ћогическое мышление, по Ё.де Ѕоно Ц вертикальное, латеральное Ц боковое, оба достойны внимани¤ и применени¤. ¬торое находит идею, первое Ц развивает ее. јвтор метода сравнивает латеральное мышление с задним ходом автомобил¤, искусство владени¤ которым может помочь выбратьс¤ из тупика, хоть использовать только его Ц невозможно, да и не нужно.
¬ следующий раз поговорим о том, как практически развивать латеральное мышление, а пока п¤ть методических советов от Ёдварда де Ѕоно:
1. ”йдите от клише и установившихс¤ моделей мышлени¤.
2. —омневайтесь в допускаемом.
3. ќбобщайте альтернативы.
4. ’ватайтесь за новые идеи и смотрите, что получитс¤.
5. Ќаходите новые точки входа, от которых можно оттолкнутьс¤.
ѕрисоедин¤¤сь к словам мэтра, желаю творческих успехов и достижений!
¬ложение: 3828532_SHest_shlyap_muyshleniya.zip