вчера, в 19 : 54

Ребенок провинился, что делать?

Правильно наказывать ребенка за совершенные проступки – наука не из легких. Самые лучшие педагоги на протяжении веков бились над идеальной моделью поведения родителей в случае, когда их «чада» выходили из-под контроля.

Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что такая модель выработана и доказала свою эффективность не одно десятилетие. Это, конечно же, отнюдь не физическое наказание. Розги, ремни и простые «шлепки», практиковавшиеся из поколения в поколение, продемонстрировали свою несостоятельность. Эта несостоятельность, как говорится, проверена временем. К чему ведет физическое наказание? Правильно, к вырабатыванию у ребенка страха. Мстительности. Иногда даже – ненависти. Все эти негативные эмоции «выходят» из сознания ребенка в виде причинения боли, причем не обязательно физической, а моральной – более слабым и беззащитным. От такого ребенка страдают дети, которые младше его, иногда – домашние животные. Страх быть побитым родителями приводит к тому, что малыш всячески старается сделать так, чтобы о его проступке, за который последует наказание, не узнали взрослые. Если получается его не совершать – хорошо. Но если совершил, то ребенок делает все для укрывательства информации о таком проступке. При этом никакой ответственности у него не вырабатывается. Лишь присутствует страх быть отшлепанным.

Физическое наказание не прививает ребенку понимания того, почему он не должен совершать тот или иной поступок, понимания того, «что такое хорошо», и, как сказал классик, «что такое плохо». Для него эти категории делятся лишь по одному принципу: за это я буду наказан, а за это – нет. И все! То есть никакие нравственные нормы не прививаются. Лишь вырабатывается зависимость от присутствия поблизости кого-то из родителей. Есть рядом мама – веду себя хорошо. Нет – могу делать что хочу, лишь бы родители не узнали. Согласитесь, такая модель взаимоотношений не ведет ни к нравственному росту чада, ни даже к выработке определенных моральных критериев. Формируется только исключительно полная зависимость от сильной личности (в данном случае – родителя). Ни о каком самоконтроле речь в такой ситуации не идет.

А ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок умел отвечать за свои поступки. И этот принцип полноценная личность должна соблюдать, в первую очередь, не перед кем-то, а перед самим собой. Основываясь на привитых ценностях. Именно исходя из правильных внутренних ориентиров и совершаются правильные поступки сформировавшейся личностью.

Но как влиять на ребенка, когда он поступает дурно?

Наиболее действенным методом современная педагогика считает полное игнорирование провинившегося. Что главное для ребенка? Правильно, внимание окружающих! Прежде всего – родителей. И если родители начинают его игнорировать, перестают с ним общаться до тех пор, пока он не принесет свои извинения тому, кого обидел, ребенок очень быстро начинает понимать «что такое хорошо», и «что такое плохо». И здесь главное быть последовательным до конца – не начинать разговаривать до тех пор, пока сын или дочь не поймут своей вины. Именно поймут, а не лишь признают! Более того: если ребенок объявил о своем намерении попросить прощения у того, кого обидел, обязательно спросите его: «А за что ты просишь прощения?». Малыш должен осознать, за что конкретно его наказали и чего он впредь не должен совершать.

И еще одно важное условие: игнорирование должно исходить от двух родителей. Это не значит, что оба должны объявить бойкот. Не разговаривать может один (тот, например, кого обидели), а второй может просто осудить поведение чада, стать с ним сдержанным и сухим в общении. У провинившегося не должно быть «отдушины». Не должна возникнуть ситуация, при которой один родитель с ребенком не разговаривает, а второй – весело болтает, играет и развлекает малыша. В противном случае это вызовет у маленького человечка диссонанс в оценке своего проступка, и он задастся вопросом: «Почему папа на меня сердится, а мама – нет?», из чего непременно последует следующий: «Так может папа не прав?». И большая вероятность того, что на последний вопрос малыш сам себе ответит утвердительно.

В заключение еще один совет: никогда не наказывайте ребенка по пустякам. Наказание, даже в виде игнорирования, должно быть абсолютно обоснованным и предметным. Иначе ребенок будет считать, что к нему придираются, и вместо множества моральных норм у него не выработается ни одной.

Чтобы написать комментарий, войдите с помощью любой удобной соц. сети:
Ваш комментарий...
ОТПРАВИТЬ
Тут надо подойти индивидуально, в зависимости от степени проступка. Иногда поступить и строже, лишив на некоторое пользования ТВ или компьютера (выбирать Вам, что подействует). А иногда хватит и простой беседы в плоскости "что такое хорошо, и что такое плохо".